ПАМЯТКА для успешного взаимодействия с гражданами, имеющими инвалидностьpamyatka.pdf
Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Образовательная организация расположена по адресу: г. Мегион, ул. Ленина, дом 9, отдельно стоящее здание 2-х этажное. Входная группа оборудована пандусом с поручнями и оборудован звонок для вызова персона, на лестнице установлены перила.
Внутри здания образовательного учреждения установлено современное специализированное оборудование:поручни, тактильные наземные и напольные указатели передвижения, зрительные ориентиры для слабовидящих по коридорам и на лестницах, визуальная и тактильная поддержка по структурированию поведения по всему зданию. В начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены контрастным цветом. Лестничные марши внутри школы оборудованы перилами для детей с ограниченными возможностями здоровья. Имеются специализированная учебная мебель для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации используются: учебные кабинеты, оснащенные необходимой мебелью, оборудованные мультимедийными комплексами. Учебно- методическое обеспечение учебного процесса ОО соответствует требованиям ФГОС.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех внеклассных мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ ,умственной отсталостью.
О специально оборудованных учебных кабинетах:
Наличие оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации:
Учебный кабинет (№ 5) и рабочее место для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Имеется:
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Столярная мастерская.
Объект предназначен для практических занятий по технологии для мальчиков. В кабинете проводятся уроки технологии с 5-10 классы. Мастерская оборудована ручными и электроинструментами для обработки материалов, а также станками для обработки древесины, компьютером, мультимедиа проектором
Швейная мастерская.
Объект предназначен для практических занятий по предмету «Профессионально-трудовое обучение» для обучающихся 5-9 классов (для девочек), осваивающих профиль «Швейное дело». Мастерская оборудована инструментами и оборудованием для швейной мастерской.
Кабинет СБО.
Объект предназначен для практических занятий по предмету «Домоводство», раздел «Приготовление пищи». В кабинете имеется: кухонная мебель, электроплита, миксер, электрочайник, инвентарь, приспособления, посуда для приготовления пищи, набор столовых приборов. Сервизы: столовый, чайный. А также имеются стенды по технике безопасности и дидактический материал по всему курсу.
О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется абонемент для младших, старших школьников и педагогов.
Библиотека находится на втором этаже школы. Занимаетпомещение .где находятся и абонемент, и книгохранилище.
Оборудование:
Библиотека укомплектована:
Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
В библиотеке имеется 1 компьютер, входящий в локальную сеть школы с выходом в «Интернет», принтер-ксерокс-сканер.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Информация о специальных объектах спорта:
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации используются: учебные кабинеты, оснащенные необходимой мебелью, оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, интерактивные доски.
Учебно- методическое обеспечение учебного процесса ОО соответствует требованиям ФГОС.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех внеклассных мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания.
Забрамная С.Д. Боровик О. В «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», ВЛАДОС 2003 г.
Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г.
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал), ВЛАДОС, 2017.
Стребелева Е. А «Психолого-педагогическая диагностика развития детей». Москва «Просвещение» 2018.
Оборудование для развития познавательной деятельности:
- подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений;
-кукольный театр;
-пальчиковый театр;
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Оборудование для развития предметно-практических действий:
- предметы различной̆ формы, величины, цвета;
- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Оборудование для сенсорного развития:
-доски Сегена;
- дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие);
- наборы сыпучих материалов;
- материалы М. Монтессори;
- мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур;
- разрезные и парные картинки;
- кубики;
- тактильные коврики;
-коробочки с запахами.
Кабинет педагога-психолога оснащён:
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной деятельности в кабинетах имеется дополнительное оборудование:
2 .Материалы для проведения диагностической и коррекционно-развивающей деятельности:
Кабинет учителя-логопеда оснащён:
Лото по автоматизации звуков – 3 шт.
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и дети с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
О обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – имеются:
Входная группа :
Коридоры, пути следования:
О специальных условиях питания:
В организации имеется столовая на 24 места, в т.ч. приспособленных для детей с ОВЗ. Организовано бесплатное питание для учащихся с ОВЗ.
О специальных условиях охраны здоровья:
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья- здание КОУ «Мегионская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инструментарием в оответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение осуществляет школьный фельдшер. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
О доступе к информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В образовательном учреждении педагогам и обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет по каналу, предоставляемому в рамках Федеральной программы и финансируемому из средств регионального бюджета.
Скорость доступа в Интернет соответствует указанным в договоре с провайдером 100 Мбит/сек. Качество связи удовлетворительное. Безопасность доступа обеспечивается провайдером. Качество фильтрации хорошее (запрещён доступ к большинству ресурсов, противоречащих целям образования).
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Интернет-карусель многопредметное соревнование по предметам
Проект для учащихся начальной школы Эрудит-Марафон http://www.cerm.ru
Всероссийские заочные конкурсы "Познание и творчество"
проект программы "Интеллектуально - творческий потенциал России"
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: